Устройство велосипеда.
1. Руль. Ну что такое руль, я думаю, все знают. Отмечу лишь, что на горных велосипедах встречаются 2 типа рулей:flat (прямой) и rizer (кривой). Первый больше любим кросс-кантрийцами за малый вес. Rizer'ы обычно имеют большую длину, чем прямые, за что получили признание в экстремальных дисциплинах.
2. Тормозные ручки. Тут всё предельно ясно.
3. Манетки. Или ручки управления переключением скоростей. бывают 2 типов: rapid fire (производствоShimano) и grip shift (производство Sram). Первые представляют собой 2 рычажка(повышения и понижения передач соответственно) и некий блок переключения(не знаю как он правильно называется, но в нем куча всяких пружинок, шестерёнок и подобной гадости, так что разбирать не советую). Grip Shift похожи на мотоциклетную ручку газа. Конструкция довольно проста : крутяшка(непосредственно сама ручка) и держалка(основание манетки, крепящееся на руле). Переключение происходит движением крутяшки вниз/вверх. Существуют ещё так называемые таблетки, в которых переключение происходит движением одной ручки вперёд/назад, но они имеют слишком примитивное устройство и условное качество. Такие есть в группе Shimano Tourney, поэтому ставятся они на примитивные китайские творения.
4. Вынос. Держит вилку (посредством якоря) и руль. Очень важная вещь. Для заметки скажу, что якорь похож на круглую крышечку на выносе. Несмотря на его небольшие размеры, выполняет важную роль - придерживает вилку.
5. Рулевая колонка. Система из четырёх чашечек и нескольких подшипников. Отвечает за управление велосипедом. Очень важная вещь, так что не надо на ней экономить.
6.Рама. Вообще, рама - основная и самая дорогая деталь в велосипеде. О материалах , из которых изготавливается рама, я уже писал в введении. Существуют 2 типа рам : жесткие и с задним амортизатором. Соответственно и названия велосипедов : хардтейлы (с амортизационной вилкой) и двуподвесы (с ам. вилкой и амортизатором). У рамы куча параметров, о которых я непременно расскажу в следующей статье)
7. Амортизационная вилка. Вторая по важности(после рамы) деталь. Сложная фенечка, которая "съедает" неровности дороги и обеспечивает постоянный контакт с дорогой. А вообще про них написана целая статья.
8. Тормоза. Очень нужная штучка, так что читайте статью.
9. Покрышки. Бывают 3 типа : слики (Круглые с условным протектором. Используются при езде по дороге и жесткому грунту.), полуслики (Или ушастые. Имеют "зубы" по краям, а по середине "лысые".) и злые (Зубастые. Зубы по всей катящей поверхности).
10. Обода. Являются основой колеса. Бывают одинарные, двойные и тройные. Наиболее распространены вторые благодаря хорошему балансу прочность/вес. Замечу, что минус ободных тормозов состоит в изнашивании самого обода. А замена обода очень парит. Естественно, что качество зависит от цены и фирмы-производителя.
11. Втулка. Сложная и достаточно дорогая штука. Писать о ней В общем нечего.
12. Педали. Существуют 3 типа : топталки (основание-обычная платформа разнообразной формы), туклипсы (симбиоз топталок с крепящими ногу ремнями) и контактные(наиболее эффективные для педалирования. Широко используются кросс-кантрийцами и даунхиллерами. Для них необходимы специальные совместимые вело-туфли).
13,15. Система (шатуны и передние звёзды). Дорогая и немаловажная деталь. Вообще, системы разрабатываются специалистами. Помимо малого веса система должна иметь и достаточную прочность. И чтобы не намучиться в будущем с заменой всей системы вследствие износа , советую сразу приобрести разборную систему, чтобы потом обходиться заменой одной звезды (вряд ли все звёзды будут иметь одинаковый износ; обычно одна звезда изношена "в сосиску", а остальные 2(если, конечно, у вас не одна или две звезды) чуть ли не новые).
14. Каретка. К ней крепится система. Сразу скажу, что приличная каретка представляет собой закрытый герметичный блок с осью и подшипниками внутри. Каретка, в принципе, недорогая, поэтому не надо на ней экономить.
16. Цепь. Передаёт привод от передних звёзд задним. Постоянно нуждается в смазке и периодической чистке, поэтому не надо про неё забывать. Кстати, цепь, кассета и система должны быть рассчитаны на одинаковое количество передач(7,8 или 9), в противном случае эти железки слишком быстро выйдут из строя.
17. Задний переключатель. Перекидывает цепь между звёздами кассеты. Обычно имеет класс на 1-5 уровней выше, т.к. на него действуют серьёзные нагрузки, да и работает он в самых худших условиях : ближе всего к земле. А значит, в него летит вода, грязь, глина, камни, железки, бутылки и т.д. Естественно, должен быть рассчитан на количество передач кассеты.
18. Кассета. Или попросту задние звёзды. Приводят в движение заднее колесо. В-общем, они-то и определяют количество скоростей.
19. Задний амортизатор. Функции почти такие же, как и у вилки. Хорошие амортизаторы стоят хороших денег.
20. Подседельный штырь. Держит седло. Всё.
21. Седло. Ну тут всё ясно.
22. Передний переключатель. Нагрузки на него небольшие : он перебрасывает цепь межу передними звёздами. Существуют 2 типа : с верхней и нижней тягой. Определяются в зависимости от положения тянущего тросика.
VooDoo.